|
Симпозиум
/Белорусия, 2011 г. /
С 2003 года в Белоруссии ежегодно проводятся Международные пленэры по керамике «AРT-ЖЫЖАЛЬ». Очередной, IX Международный пленэр прошел в период с 18 июля по 8 августа 2011г. Пленэр продлился 22 дня, и в нём приняло участие 23 керамиста из 10 стран.
Пленэр проходил в полевых условиях. В лесу, на базе отдыха на берегу небольшого живописного озера, в 60 километрах от города Бобруйска. Все работы в основном лепили из шамотной массы местного производства. Обжиги делали дровами в 2 печах открытого пламени различных видов. Сначала шел предварительный - утильный обжиг на 850 градусов. И было еще несколько видов обжига. С дымлением и редукцией глазурей, раку-керамика, обварная керамика, в соотношениях различных техник и приёмов. Каждый керамист сам решал в какой обжиг поставить свою работу. Причем малая печь, которая работала на обвар, очень скоростная-в день порой доходило что в ней проводили до 7 обжигов! А так температура основного обжига не была высокой, всего 960 градусов. Но при легкоплавкости местной глины черепок получался относительно крепким.
Интересно было узнать и поэксперементировать с традиционной для этих мест – техникой обвара. Суть заключается в следующем: за несколько дней до обжига в большой емкости затворяется мука, разведенная в большом количестве водой, с небольшим добавлением дрожжей и пива. За это время она застаивается и дает процесс брожения. В печь после утильного обжига ставят керамику и прогревают ее до 950 градусов. Потом достают ее в раскаленном виде щипцами и чуть охладив, окунают ее на несколько секунд в этот мучной раствор. Следом резко перекидывают в простую воду и там уже гасят основную температуру. Это очень экстремальная техника, ведь за секунды происходит сброс температуры не на одну сотню градусов. И такие нагрузки может выдержать только шамот, и то далеко не всякий. На моих глазах развалилась не одна работа. Тем более та шамотная масса с которой мы работали не отличалась особой стойкостью. Но те работы которые выдержали обвар получали интересные охристо-коричневые фактуры, которые ложились на плоскости керамики в самых причудливых и неожиданных вариациях! Техника обвара очень старинная и далеко не везде она нашла свое возрождение. И многие керамисты приезжают сюда именно попробовать обвар.
Много работ вынутых из той же печи закидывали в закопанные в землю большие емкости и засыпали опилками, сразу же плотно закрыв их. Через полчаса-час можно достать свою работу и увидеть ее в плотно задымленном, черном виде и рассмотреть как легли на нее глазури. Керамисты которые приезжают на этот симпозиум не первый раз, а здесь есть такая традиция у организаторов, приглашать вновь, стараются лепить как можно больше работ, в разных вариациях. То есть чем больше у тебя изделий, тем ты больше сможешь поэксперементировать с обварой и дымлением. Этот симпозиум интересен тем, что большое количество времени проводиться у печей в бесконечном количестве обжигов. И когда лепит более 20 человек то глаза разбегаются у печи от изобилия работ и разнообразия эффектов на них. Поначалу даже немного странно что с утра можно слепить работу, после обеда ее высушить где-то сверху на печке, следом быстро сделать утильный обжиг и часиков в 10 вечера обварить ее или задымить. Весь цикл-за один день! Чудеса, да и только. Но на это и есть пленер! Как живописец на пленере делает зарисовки, так схоже и здесь-керамические этюды! Поэтому активная работа шла буквально до самых последних дней симпозиума. И всё успели обжечь!!!
По итогам пленэра состоялась выставка «Круг огня» в Бобруйске, на которой присутствовали почти все участники проекта. Фото с выставки можно увидеть в фотоотчете. В ближайшем будущем выставку перевезут в город Могилёв. И заключительным этапом ее путешествия, будет последняя экспозиция в столице Республики Беларусь-городе Минске.
Мои слова благодарности организаторам – Валерию Аркадьевичу Колтыгину, и его жене Наталье Колтыгиной за приглашение на симпозиум! А так же всем участникам за дружбу и совместную работу!
|